Какой нужен сайт?
Очень часто сайтостроительская работа продвигается очень медленно из-за того, что сложно понять желания заказчика, что приходится объяснять ему, что такое же такое веб-сайт и помочь понять заказчику, чего он на самом деле хочет от сайта.
Ну и что, что заказчик знает о том, что такое Интернет только в общих чертах? Этого уже не мало, он знает, что сеть – есть, что в сети можно найти информацию, что в сети можно разместить информацию.
А разместить свою информацию хочется. Да и друзья добрые подрассказали о том, что такое веб-сайт и какую пользу может принести для бизнеса в Киеве, что такое интернет аудитория, как ищут и что находят в сети пользователи, и что для успешного развития бизнеса никак не обойтись без своего представительства в сети. И вот свежесозревший потенциальный клиент приходит к веб-разработчику.
Дальше события могут развиваться совершенно непредсказуемо – многое будет зависить от того, насколько серьезно заказчик относится к своему будущему проекту, насколько отчетливо он осознает необходимость в сайте; проанализировал ли он рынок, оценил ли наличие сайтов-конкурентов; насколько ясно видит, сколько денег следует в проект вложить и какую прибыль от этого вложения ожидать.
Зачастую ясного видения целей и задач проекта у клиента нет, в большинстве случаев – неопределенность, желание получить "что-то эдакое...", однако если человек появился на пороге дизайн-студии в Киеве и объявил о желании разработатьдля себя сайт, здравая политика сотрудников студии, менеджеров – удержать его, сделать своим клиентом; в этом случае на такого "неопределившегося" заказчика как правило тратится приличное количество времени – не только выяснить, что же ему нужно, но и прочитать некоторое количество лекций о том, что из себя представляет интернет-рынок, какие бывают сайты ( имиджевые, презентационные, информационные, коммерческие электронные магазины), какие сервисы желательно внедрить в структуру сайта, какие особенности поддержки сайта могут возникнуть уже после того, как сайт разработан и запущен, и как зависит качество разработки с последующими затратами на эту поддержку.
Достаточно сложно вести такую "просветительскую" беседу в том случае, если заказчик совсем "нулевый" и неподготовленный. Рассказывать приходится о совершенно разных вещах, показывать, приводить примеры, оценивать статистику, писать планы расчетов на различные типы разработки. Конечно, можно проще – заказчик объявляет: "У меня есть 800 долларов, мне нужен простенький сайт..." - разработчик отвечает: "Давайте ваши деньги, через неделю будет вам сайт"... Однако в большинстве случаев лекционное "окучивание" клиента приводит к тому, что тот готов увеличить бюджет проекта ради разумного вложения в такую разработку, которая не будет являться бесполезной тратой денег.
Разработчику от такого решения выгода двойная: с одной стороны, над денежным проектом всегда приятнее работать :), с другой – когда проект изначально не мертворожденный, развивающийся и востребованный, через пару-тройку-пятерку лет уже известный в рунете (а то и в мире) – как же приятно разработчику слышать: "А вот сайт такой-то, такой весь крутой проект – это же ж твое детище? Круть..." И действительно, с ростом значимости разработанных проектов растет и значимость портфолио разработчика, его статус и известность.
И это не единственная выгода для разработчика от успешного (не только в плане дизайна или движка, скорее – в плане востребованности и развития) проекта. Не редкая ситуация, когда заказчик, вполне удовлетворенный грамотной разработкой предыдущего проекта, возвращается к тому же разработчику с новой своей идеей (и здесь – опять по новой: анализ, выбор оптимальной стратегии, обсуждение рациональной ценовой политики – аккуратно, чтобы и клиента, с одной стороны, не оттолкнуть, и проект исполнить не менее качественный и способный жить/развиваться), или же рекомендует именно этого разработчика своим коллегам по бизнесу, друзьям, родственникам и знакомым кролика.
И все же очень, очень сложно проводить такое окучивание, если клиент не готов, когда нет у него достаточно знаний о технологиях, которые он намерен внедрить, нет уверенности в необходимости разработки, нет намерения СДЕЛАТЬ. Когда приходит очередное наивное чудо и озвучивает ненавидимую всеми разработчиками фразу: "А мне нужен простенький сайт, сколько это будет стоить?"
Итак: сколько стоит разработать сайт? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать клиенту изрядное количество вопросов – большинство начинающих владельцев сайтов имеют весьма искаженное представление о том, что такое "простенько". В некоторых, особо запущенных случаях проще сразу задать встречный вопрос: "Какой бюджет вашего проекта? Сколько вы готовы потратить на ваш сайт?"
И вот, к примеру, клиент готов озвучить сумму: "Мне друзья сказали, что хороший дизайн сайта будет стоить не больше 500 некоторых условных едениц, а можно и подешевле – вот такому-то моему знакомому и за 100 сделали..." - "Неплохо, неплохо... так что – только за дизайн 500 – или все же это весь бюджет на весь проект?" - "А что вы ИМЕЕТЕ ВВИДУ??"
Начинается следующий этап – расписываем базовую затратную часть на сайт:
Оплата хостинга под сайт (цену определить можно только после того, как будет известно о уровне сложности проекта).
Оплата доменного имени.
Разработка дизайна сайта.
Разработка (собственно сборка) сайта
Работа контент-менеджера по наполнению сайта
Услуги по его продвижению, регистрация в поисковиках, интернет-маркетинговый этап.
Так мы получили приблизительную ценовую разметку – уже видно, что тот самый дизайн сайта – это всего лишь один из шести достаточно важных и, местами, изрядно дорогих пунктов. Пробуем выяснить более подробно о требованиях к сайту. К примеру, в свободном изложении рассказ выглядит следующим образом:
"Итак, мне нужен очень-преочень простенький сайт-книжный магазин..." - "Оп-па, а это планируется именно электронный магазин, с возможностью оплаты с сайта, доставка и все такое?" - "Нет, что вы... нет. Там просто будут книги, которые покупатель сможет выбрать и заказать. Заказ отсылается на почту или даже совершается просто по телефону, который также будет указан на сайте. Для ленивых, но проживающих в умеренной удаленности от физического "склада" книг – возможность оплатить WebMoney – ладно, привезу я им эту книгу домой, не жалко... Стоимость книг – в среднем около 100 тех же самых условных едениц за штуку... хотя есть и подороже. Общее количество книг на сегодняшний день, информацию о которых придется разместить на сайте – около 1000".
Из дальнейшего разговора становится ясно, что в рамках нашего простенького сайта необходимо будет эти книги распихать по трем базовым темам/рубрикам. В каждой рубрике, видимо, список книг придется разбивать на постраничные блоки (не давать же 300 инфоблоков на одной странице?), отсортированные в произвольном порядке, к примеру, просто по времени добавления (первые добавленные – дальше). Так же клиент желает видеть на сайте простенькие же фишечки, очень полезные и удобные, такие как поиск, возможность оставить комментарий, еще другие мелочишки...
Закономерный вопрос: а кто будет заниматься поддержкой сайта? Поскольку планируется регулярное обновление информации (в примере с книжным сайтом – периодически будут поступать новые книги, информация о которых должна появляться на сайта, соответствено, создаваться "профайл" книги, ссылка на этот профайл из, к примеру, раздела "новые поступления", ссылка с главной, и, главное – ссылка из соответствующей рубрики, в каждой из которых уже предполагается постраничное разбиение на уже существующие списки).
Многие веб-студии в Киеве сами занимаются поддержкой проектов своих клиентов – это традиционная и хорошо оплачиваемая услуга, но вписывается ли она в определённый клиентом бюджет? Не-а, не вписывается, поскольку бизнес у клиента скромный и маленький, новые книги он планирует добавлять на сайт сам (ну, или типа что-то в стиле "младшего брата попрошу...").
Вот так, в процессе общения вырисовывается картина "простенького" сайта – оптимальным решением и для разработчика, и для заказчика будет не разработка элементарного html-проекта, а вполне себе скромная и лаконичная система управления контентом. Которая, в свою очередь, решает следующие проблемы:
Позволяет использовать "шаблоны".
Позволяет разработать интерфейс для удобного добавления новых данных (в данном случае – книг), а так же их редактирования, удаления (или – скрывания).
Позволяет реализовать более гибкую систему визуализации данных (сортировка по рубрикам, формирование пейджинга – постраничных списков).
А уж поскольку все равно есть необходимость в использовании серверных скриптов – позволяет добавить некоторые ненавязчивые, но такие привычные сервисы – тот же поиск, уже не самый простой – поиск по автору, по издательству, и т.д.
На этом уровне необходимо четко представлять себе – под какую платформу, на каком языке будет писаться система – вся эта информация необходима для того, чтобы определиться с требованиями к хостингу – уже бесплатный (а зачастую даже условно-бесплатных) сервис не подходит – большинство из них либо не предоставляют возможности использовать базы данных, серверные скрипты, или предоставляют с определенными ограничениями.
Все это нужно объяснить клиенту мягко, без давления :) не перегружая его избыточным количеством суперпрофессиональных не знакомых ему терминов, дабы не отпугнуть. В некоторых случаях подобное просветительское общение с заказчиком сопровождается изрядным количеством иллюстраций, тут же, по ходу дела конспектируются ценовые планы на проект, модульное представление его будущего сайта, базы данных, административного интерфейса, просто информационных потоков в стиле: вот, посмотрите, так-то и так-то будет происходить ваша работа с данными в случае отсутствия системы управления содержанием, так-то и так-то – в случае одной реализации, вот такие-то возможности вы получаете в случае другой реализации. Вот такая-то затратная часть будет присутствовать здесь – а такая – здесь... Вы можете съэкономить денег на базовой разработке, однако когда придет время заняться наполнением сайта (те же озвученные 1000 книг по трем основным темам) – столько-то вам придется платить контент-менеджеру... А после, когда сайт уже будет сформирован, каждое добавление новой книги – вот будет такой процесс в случае ожидаемой вами простой реализации, и вот такой – в случае рекомендуемой нами более рациональной реализации.
И – не убеждать клиента в том, что он чрезмерно глуп и не просвещен в веб-строительских вопросах (очень многих разработчиков угнетает и раздражает наивность большинства клиентов в вопросах сайтостроительства и, в частности, в вопросах ценовой политики) – общение должно быть конструктивным, а результат общения – взаимовыгодным. Клиент должен получить качественный сайт, который он без ущерба для своего бизнеса сможет развивать, а разработчик – оплату своего труда и гордость за успешный проект, а в дальнейшем, возможно, постоянного заказчика или рекомендателя в Киеве, Украине.
www.nundesign.com
Boom shaaklaka boom boom, problem solved.