Як вибрати постачальника Web-послуг, дивлячись у його чесні очі. Короткий путівник для початківців; Як вибрати постачальника Web-послуг у Києві, дивлячись у його чесні очі. Короткий путівник для початківців

В работе по разработке Web-сайта можно условно выделить три основные составляющие:
  • Информационное наполнение (текст, аудио/видеоданные, мультимедийные презентации и другое).
  • Разработка элементов интерактивности (навигационная поддержка, возможности поиска, раскладка страниц, шаблоны).
  • Управление процессом построения Web-сайта.


  • Рассмотрим более подробно каждую из них.

    Информационное наполнение
    Проблема информационного наполнения является ключевой при разработке любого Web-сайта. Дело в том, что в силу специфики того или иного типа СМИ, способы восприятия информации сильно отличаются, вследствие чего материалы, разработанные для одной среды, не могут быть напрямую перенесены в другую без потери качества. Отличия имеются буквально во всем - и в форме подачи материала, и в методах категоризации информации, и даже в типе и размере шрифтов. В США и Западной Европе проблема разработки интерфейсов для различных сред выросла в целую науку, постигать которую наши специалисты только начинают. Однако похоже, что вопрос информационного наполнения Интернет-ресурсов (решение которого в настоящий момент почти целиком ложится на плечи заказчиков) становится серьезным отдельным направлением Web-бизнеса в Украине.

    Интерактивность
    Элементы интерактивности (вторая составляющая) обычно привлекают наибольший интерес как профессиональных Web-компаний, так и хозяев информационных сайтов. Однако пользователей, за редким исключением, гораздо больше интересует информационное наполнение сайта. Интерактивные возможности оцениваются лишь в той степени, в какой они облегчают или упрощают работу с информацией. Говоря математическим языком, "полезность" сайта является функцией информационного наполнения, но не качества оформления.

    Можно привести много примеров "оформительского" подхода к разработке Web-сайтов. Этим грешит любая компания, имеющая в своем распоряжении талантливых и ярких художников. Происходит это в первую очередь из-за интуитивного желания компенсировать скромность или откровенную нехватку информационных или интерактивных возможностей сайта уникальным художественным оформлением. Главное, чтобы функциональность или информационные возможности не были принесены в жертву красочному графическому решению.

    Тем не менее нельзя недооценивать роль правильной подачи информационных материалов. Многие информационные проекты в Сети потеряли (или так и не нашли) свое лицо из-за серого и невыразительного представления материала, проиграв тем, что представляют аналогичные информационные возможности, но оформлены красочно и со вкусом. Таким образом, можно сказать, что правильное художественное оформление является необходимым, но не достаточным условием эффективного Web-ресурса.

    Управление
    Третья составляющая - управление процессами построения Web-сайта - вообще выпала из сферы внимания профессиональной аудитории. Возможно, потому, что рынок Web-услуг еще молод и украинские сетевые менеджеры еще не слишком искушены. Должно пройти время, чтобы профессионалы начали анализировать свой опыт и делать какие-то выводы для последователей. Однако для корпоративных заказчиков, которым нужно решать сложные организационные и технологические задачи уже сейчас, это не является оправданием.

    Сегодня я могу утверждать, что эффективное управление проектами является важнейшим условием для достижения успеха современной Интернет-компанией. В первую очередь нужно предусмотреть организацию информационного обмена между заказчиком и исполнителем, а также между отдельными структурными подразделениями обеих сторон. Превознося возможности Интернета, как среды обмена и передачи информации, большинство компаний, работающих на рынке Интернета в Украине, страдают от информационной разобщенности и несогласованности.

    Масла в огонь подливает бурное развитие рынка. Любая мало-мальски успешная компания, заявившая о себе парой неплохих проектов, может рассчитывать на устойчивый приток клиентов. Что же говорить о китах этого бизнеса! Экспоненциальный рост заказов приводит к резкому падению качества услуг, неразберихе в управлении проектами и связях с клиентами.

    Специализация как самое возможное решение

    Оказание Web-услуг, как и любая другая область человеческой деятельности, имеет тенденцию к специализации. Этот процесс можно разделить на две составляющие: внутреннюю специализацию (среди сотрудников одной компании) и внешнюю (между компаниями на рынке). И если о первой можно говорить как о свершившемся факте, то вторая еще только намечается.

    Внутренняя... Еще два года назад компании, предоставлявшие Web-услуги, состояли из "мастеров на все руки", способных в одиночку и картинки нарисовать, и электронный магазин организовать. Сегодня же качественный сервис невозможен без специализации исполнителей и четкой организации работ. В настоящий момент рынок испытывает жесткую нехватку квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно удовлетворять растущие запросы клиентов. Особенно дефицитны (в порядке убывания) следующие специалисты:
    1) Художник. Человек, способный из чистого прозрачного файла размером 640х480 или 800х600 в формате Photoshop создать образ будущего Web-сайта. Специалистов, задающих моду в этой области, а не следующих ей, в России не более десятка.
    2) Менеджер по развитию бизнеса. Ключевая фигура для развития Интернет-рынка в России. Этот специалист способен вдохнуть жизнь в новое направление, найти бизнес-партнеров для реализации сложных проектов. Проверить его способности очень просто: попросите найти банк, который согласится принимать кредитные карточки для электронного магазина. К сожалению, все менеджеры от бога или уже владеют собственными Интернет-компаниями, или нашли другое, более привлекательное место.
    3) Менеджер по работе с клиентами (менеджер по рекламе как частный случай). Человек, способный понять, чего же, в конце концов, хочет заказчик, и организовать производство "этого" в условиях полной неопределенности. Является важнейшим звеном процесса разработки Web-сайта.
    Многие из наших заказчиков, в основном международные корпорации, после подписания контракта признавались: мы отдали предпочтение вашей компании лишь потому, что на визитках ваших сотрудников, участвовавших в переговорах, было написано "account manager", а значит, управление проектами есть хоть в какой-то форме. (Сравните с некоторыми российскими менеджерами, которые спрашивают: "Акаунт менеджер - это шо, бухгалтер?")
    4) Программист и инженер по логическому проектированию. Квалифицированных специалистов в этой области заведомо больше, чем художников или менеджеров, однако найти их бывает не менее трудно. От натренированного взгляда не ускользнут обязательные атрибуты хорошего программиста - взъерошенные волосы и безумный блеск в глазах. Однако будьте бдительны: может, это прошел финансовый директор с квартальным отчетом!
    5) HTML-редактор и корректор. Ни один из перечисленных выше специалистов не сможет выдержать того объема рутинной работы, который приходится на HTML-редактора. Бог видит, что эта профессия отмирает, однако при нынешнем уровне технологий доверять серьезные корпоративные разработки редакторам класса MS FrontPage нельзя! Только золотыми ручками редактора. К тому же он - последняя инстанция, способная уловить опечатку в корпоративном пресс-релизе заказчика.

    Есть немало и других Web-профессий, причем их число постоянно увеличивается по мере возрастания сложности реализуемых проектов. Несомненно одно: без внутренней специализации компания уже сейчас не может предоставлять качественные услуги в области Интернет-технологий. Достаточно заглянуть в штатное расписание, чтобы понять, в каких областях данная компания сильна, а где она может и подкачать.

    И внешняя...

    Разработка и развитие Web-сервисов заказчиков делится на несколько направлений, каждое из которых реализовывает отдельная компания-поставщик услуг или структурное подразделение одного холдинга (подобно тому, как это происходит в полиграфии, системной интеграции и пр.). Вот основные из них:
    1) Консалтинг и логическое проектирование. Составление технического задания, определение бизнес-потребностей, проведение тендера на субподряды и т. д. Все эти задачи для крупных корпоративных клиентов будут решать консалтинговые компании или независимые консультанты.
    2) Художественное оформление и креативные разработки. Основным продуктом дизайн-студий (в их традиционном понимании) будут идеи художественного оформления и маркетинга, визуального представления и интерактивного диалога с пользователями.
    3) Программирование и техническая реализация. Чем сложнее будут технологические стандарты и функциональные возможности, тем больше ресурсов потребует реализация тех или иных задач. Компания, специализирующаяся на программировании, всегда сможет предложить более выгодные условия реализации сложного проекта.
    4) Маркетинг и реклама. Построенное по принципиально другим законам, это направление Web-бизнеса всегда имело свою специфику и уже начало отпочковываться от других направлений. Скорее всего, именно в этой области появятся первые специализированные компании.

    Внешняя специализация необходима и неизбежна просто в силу того, что структурная организация бизнеса в этих направлениях принципиально различна, как различна работа программиста и художника, администратора и продавца. Специализированные компании будут более живучи и конкурентоспособны, предлагая в своей области самый лучший сервис по самой низкой цене.

    Пара практических советов

    Сегодня четкой специализации среди профессиональных участников на рынке Web-услуг нет. Все компании заявляют (по крайней мере формально) о предоставлении самых разнообразных услуг - от "уникального художественного дизайна" до "проведения комплексных рекламных кампаний" и "создания систем электронной коммерции". В таком густом лесу обещаний заказчику трудно решить, способен ли исполнитель справиться с конкретной проблемой. В этом случае я рекомендую изучить опыт поставщика услуг, выяснить, какие он имеет технологические возможности. Другим, менее очевидным, но более действенным способом является изучение организационной структуры компании. Если офис представляет собой интересно оформленную студию, главными фигурами являются художники, а в дополнение к Web-сайту вам предложат разработать новые визитки взамен тех, что вы вручили при встрече, - вы имеете все основания рассчитывать на действительно уникальный дизайн, но технологическая сторона может сильно отставать. Если организационная структура потенциального поставщика услуг сильно напоминает системного интегратора, в предложении на Web-сайт указана необходимость прокладки выделенной линии и конфигурации почтового сервера, а "вот это наш художник" в 9:00 уже сидит на рабочем месте и в галстуке, - не ждите эффективной рекламной кампании или чего-то необычного в художественном оформлении. Когда же вам говорят: "Главное не разработать Web-сайт, а раскрутить его, для этого у нас есть такие прекрасные возможности:" - перед вами классическое рекламное агентство.

    Большинство серьезных заказчиков на этом рынке интуитивно или осознанно отдают предпочтение той или иной компании. Но жаль новичков, которые, придя на рынок за алоэ, получают коалу - просто потому, что никогда в жизни не видели ни того ни другого. И самое обидное, что, отдав за товар деньги (порой очень большие), они не получат должной отдачи. В результате многие заказчики покидают рынок с ощущением, что либо они сами такие дураки, либо те, кто заявляет о "серьезной коммерческой отдаче" и "максимальной эффективности", на самом деле подобны голому королю из сказки.

    Конечно, нужно принимать во внимание, что спрос на некоторые виды Web-услуг еще не сформировался и не может обеспечить благополучия отдельной узко специализированной компании. До тех пор пока рынок не наберет некой критической массы, после чего количественный рост будет невозможен и придется подтягивать качество, выбор поставщика Интернет-услуг будет представлять собой некое подобие рулетки. Главное, чтобы эта рулетка не приобрела черты "русской", когда на кон поставлен успех компании-заказчика.