Об этом рассуждает Пол Грэхем (Paul Graham), разработчик первого в мире веб-приложения Viaweb, созданного в 1995 г. и проданного Yahoo три года спустя. Уж он-то знает о чем говорит. Если на то пошло, то всю идеологию Web 2.0 придумал именно он. Вот только Грэхему не очень нравится этот термин.
Пол Грэхем говорит, что впервые услышал о Web 2.0 на конференции в июне 2004 г., и тогда этот термин символизировал собой понятие «веб как платформа для приложений». Однако годом спустя главный идеолог движения Web 2.0 Тим О’Рейли выступил с инициативой провести обсуждение и определить истинное значение этого понятия. То есть Web 2.0 — это уже не «веб как платформа», а нечто большее. Но что именно?
Автором концепции Web 2.0 является Тим О’Рейли, а классическим объяснением считается его программная статья «Что такое Веб 2.0». Они с коллегами придумали этот термин, конечно же, не для новой версии интернета, а как своеобразную аллегорию того, что интернет снова созрел, вышел как бы на следующий этап своего развития. Они видели, что в интернете появляются новые, необычные вещи — и придумали новое слово для их общей идентификации.
Теперь, если кто-то упоминает Web 2.0, то мы примерно представляем, о чем идет речь. Если попытаться выразить идею более конкретно, чем это сделал Тим О’Рейли в своей программной статье, то здесь можно говорить о трех составляющих семантической парадигмы.
Ajax. Очевидно, это основной компонент Web 2.0. По мнению Грэхема, термин Ajax можно расшифровать как «Javascript наконец-то заработал». Новые Ajax-программы в Сети появляются каждый день. Такого огромного потока новых приложений не было со времен изобретения микропроцессоров, так что важность Ajax нельзя недооценивать. Даже до Microsoft это дошло в конце концов. Но вряд ли они могут соревноваться с Google в скупке перспективных Ajax-стартапов, потому что интеллектуальный потенциал Google на порядок выше. Вспомните, когда они купили стартап, создавший каноническое Ajax-приложение Google Maps. На самой ранней стадии его развития, когда Microsoft вообще не понимала, что происходит. Однако бум Ajax-приложений начался в 2005 г., после появления Google Maps и, собственно, термина «Ajax». То есть Web 2.0 существовал и раньше.
Демократия. Это второй важнейший элемент Web 2.0. Теперь мы получили несколько примеров того, как любители могут обставить профессионалов. Самый яркий пример — Википедия, крупнейшая энциклопедия в мире на сегодняшний день. Еще один пример — индустрия новостей, где блоги уже составляют реальную конкуренцию профессиональным медиа. В Сети нет редакторской цензуры, поэтому здесь гораздо шире диапазон мнений. Блоги имеют гораздо больший потенциал для генерации идей, чем традиционные медиа.
Нормальное отношение к пользователям. Это третий компонент Web 2.0. Во времена прошедшего бума доткомов над юзерами издевались как только могли: вспомните это засилье интернет-рекламы, всплывающие окна, шпионское ПО, обязательную регистрацию, повсеместные баннеры. Создатели веб-сайтов думали, что если они дают юзерам что-то бесплатно, то должны получить что-то взамен. Иногда это приводило к настоящему экономическому садизму — владельцы сайтов полагали, что чем больше боли они причинят пользователю, тем больше получат прибыли. В этом смысле приложениями Web 2.0 являются простые, дружелюбные системы, даже такие как iTunes (хотя это, наверное, Web 1.5).
Самые успешные сайты — те, которые находят способ предоставить пользователям бесплатно то, что другие дают за деньги. Если вы превратите индустрию объемом в $1 млрд в индустрию объемом $50 млн, то это великолепно, потому что все эти $50 млн достанутся вам.
Генерация страниц — это совсем несложно. Если вы найдете способ заработать хотя бы долю цента на каждой странице — вы получите прибыль.
Что общего имеют Ajax, демократия и принцип нормального отношения к пользователям? Ничего. Поэтому Пол Грэхем сильно не любит термин Web 2.0. На самом деле Web 2.0 — это нормальный способ использования интернета, то есть приближение Сети к тому, чем она и должна быть по своей природе. Самой первой компанией, которая это осознала и начала на практике использовать все три компонента Web 2.0, является Google. Даже их девиз почти дословно повторяет третий принцип Web 2.0 — «Don’t be evil». Вот в чем их секрет.