Настоящий веб-разработчик всегда выполняет свою работу исключительно профессионально; настоящий дизайнер не откажет клиенту только лишь в силу того, что у него нет настроения или фантазия исчерпалась; настоящая веб-студия гарантирует реализацию совершенного web-проекта, и конечно же, дизайн, make-up, программирование - все на высшем уровне! - так ведь? На практике мы встречаемся с такими понятиями, как человеческий фактор и мотивация, с такими ситуациями, когда при разработке одних проектов web-мастера действительно отдают все свои знания, творческий потенциал, силы на создание лучшего, а в других проектах... расслабляются, что ли...
Для кого работает Web-разработчик? Интересно, что если провести опрос, то мнения будут разные, отчасти мнение будет зависеть от уровня квалификации разработчика, от степени его специализации; отчасти - от целей проекта. Отчасти - от степени вовлеченности разработчика в проект, его личной заинтересованности, его мотивации.
Работаем для заказчика. Как правило так и есть; и цель - заработать денег, чтобы прокормить семью, в данном случае вторична, поскольку есть заказ - есть работа - будут деньги. В этой ситуации web-мастер мало заинтересован в будущем проекта, и, кроме того, как показывает практика, большинство подобных проектов через определенное время если и не умирают совсем, то перестают быть нужными как предполагаемой целевой аудитории, так и самим заказчикам. Как пример - статистика, полученная Европейским центром потребительских стратегий - ECCS: http://www.i2r.ru/news.shtml?count=30&&id=21257&begin=0&count=5 (Половина европейских фирм не знают, зачем нужны их сайты); и такие сайты не приносят удовлетворения вообще никому, кроме интернет-провайдеров и хостеров.
Работаем на аудиторию. В случае, когда разработчик вовлечен в проект, что называется, "по уши", и необычайная личная заинтересованность "подстегивает" разработчика к стремлению к максимально совершенной реализации, мы начинаем учитывать многие аспекты разработки, не указанные в первоначальном ТЗ - в частности, ту целевую аудиторию, на которую расчитан проект, становится интересно не просто нарисовать/заверстать сайт и получить за него ранее оговоренную сумму. Интересно сделать действительно нужный, жизнеспособный проект. Не все так просто в этом случае, поскольку специалистов, способных провести грамотный анализ рынка/аудитории чрезвычайно мало, да и по ходу разработки все не так просто.
Клиент, отдающий проект в разработку, как правило слишком мало знаком с Web-технологиями и соответствующими трудностями; скорее всего ничего не знает о стандартах html, о кроссбраузерности, о валидности кода и степени оптимизированности сайта для поисковых систем и каталогов. И проще простого скинуть эдакий вроде под IE сходящийся сайтец, и не хочется, просто не хочется делать правильный код, тестировать под разными браузерами; отслеживать все альт-теги в иллюстрациях и соблюдать хоть какую-то логику в самой разметке - а зачем, заказчик все равно проверить валидность страниц не сможет, да оно ему самому вряд ли нужно...
Большинству разработчиков, никуда не денешься, нужна серьезная мотивация для того, чтобы каждый проект исполнять как конфеточку, чтобы и придраться не к чему было, чтобы все - кроссбраузерно/валидно/оптимально. Почему? Да потому что тяжкий труд это, и знаний требует значительных, и терпения, и не только от самого разработчика подобная "стерильность" зависит. потому что стандарты в Web - это все очень относительно, потому что разработчики браузеров не могут между собой договориться о каком-либо единообразии визуализации документов, потому что тот же W3C не имеет какой-либо реальной юридической силы или официального статуса для принудительного внедрения своих спецификаций. Консорциум W3C - всего лишь совещательная и консультативная организация, и авторы в любом случае должны сами принимать решение о реализации рекомендаций в зависимости от структуры разрабатываемого сайта и характера решаемой задачи, авторы несут ответственность за принятие (или непринятие) и реализацию рекомендаций W3C...
Знаете, вы можете бесконечно спорить о профессиональном уровне разработчиков, или об отсутствии этого уровня, однако проблема не только в этом. Сайты, исполненные "стерильно", похвастаться могут рядом своих плЮсов, однако это в первую очередь - качество контента, и потом уже - кроссбраузерность и валидность. А проектов, цель которых - предоставлять нужный (а иногда - необходимый) аудитории контент - считанные единицы. Остальные - сайты-визитки, презентационные сайты, домашние страницы - полезного содержания представляют 0+, т.е. в лучшем случае название и контактная информация, да и то - полезной эта информация является для тех посетителей, которые ищут (и находят, что важно!) координаты конкретной компании или компании, предоставляющей подобные услуги; а при неверном планировании и безграмотной разработке легко можно добиться того, что разработанный сайт благополучно похоронится в подводных глубинах сети, никому не известный и не нужный. и самое обидное, что происходит такое не столько по причине безграмотности разработчиков, сколько по причине абсолютного равнодушия к будущему проекта.
I could read a book about this without finding such real-world apspcaoher!